Виды, характеристики и особенности строп

Виды, характеристики и особенности строп

Большинство грузов при выполнении погрузочно-разгрузочных операций перемещают при помощи кранов. Для обеспечения надёжного захвата груза и равномерного распределения динамических нагрузок между его элементами применяются съёмные грузозахватные приспособления. Распространенным видом такого оборудования являются стропы.

Стропы — это гибкие грузоподъемные приспособления, которые используются для подвески груза к крюку грузоподъемного устройства. Существует несколько разновидностей такого оборудования: текстильные стропы , цепные, канатные, и мягкие полотенца.

Стропы текстильные можно назвать достаточно новым классом грузоподъёмных приспособлений, который полностью соответствует современным требованиям. Стропы СТП производятся из высокопрочной синтетической полиэстеровой тканой ленты (её ширина может доходить до 300 мм). Для защиты материала ленты петли стропы СТП оснащены специальным чехлом.

Читать дальше....

Текстильные стропы могут использоваться при подъёме окрашенных или легко повреждаемых грузов. Они устойчивы к агрессивному воздействию окружающей среды, мало подвержены воздействию влаги, света, тепла, обладают морозостойкостью. Главным достоинством текстильных стропов считается их небольшая собственная масса и возможность применять их при подъёме практически любого вида груза.

По сравнению с канатными, текстильные стропы компактны, им можно придать любую форму, при этом они не распрямляются и не переплетаются, что делает их хранение и транспортировку очень удобными. При подъёме груза стропы СТП оказывают на него меньшее воздействие, не повреждают его. Высокий уровень безопасности — это ещё один плюс в пользу текстильных стропов. Существует два вида СТП: круглопрядные и ленточные (петлевые и кольцевые).

Цепные стропы появились гораздо раньше канатных. Они быстро обрели популярность благодаря простоте изготовления. Их важным преимуществом является гибкость, позволяющая использовать их практически при любом способе строповки. При этом они безопасны в работе, а контролировать состояние цепного стропа на предмет пригодности к дальнейшей эксплуатации легко даже в условиях строительной площадки.

Цепные стропы долговечны, их можно ремонтировать. При эксплуатации без перегрузок и своевременной замене изношенных деталей они прослужат практически неограниченное время. Еще один плюс — цепные стропы можно при необходимости укорачивать.

Канатные стропы широко применяются в России и странах СНГ для закрепления крупногабаритных грузов на крюках грузоподъёмных машин с целью последующего их перемещения. В основном канатные стропы используют для поднятия грузов, которые боятся царапин, различных деформаций, например, пачек фанеры, пиломатериалов, полиэтиленовых труб, шлифованных и окрашенных деталей и т. п. Изготавливаются они из высокопрочных стальных тросов. Такие стропы позволяют выполнять строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные работы, подъём и перемещение грузов кранами при температуре от -40° до +400° С.

Мягкие полотенца — еще один тип съемных грузозахватных приспособлений. Они широко применяются для всевозможных погрузочных и разгрузочных работ, технологических перемещений каких-либо изделий грузоподъемным средством, снабженным траверсой, при монтаже технологических трубопроводов насосных и компрессорных станций, газораспределительных станций. Несмотря на широкую область применения, основным назначением мягких полотенец считается подъём, перемещение и укладка в траншею изолированного трубопровода.

Полотенца мягкие изготавливаются с гибким стропом из плоской многослойной ленты с постоянной шириной и толщиной. Концы данной ленты соединяются внахлест, в результате чего образуется замковое соединение. Петля, расположенная на конце мягкого полотенца, надевается на поворотные скалки, обеспечивая небольшой вес поднимаемой части ленты. Конструктивные решения мягких полотенец для подъёма и укладки трубных секций в траншею бывают двух видов: для трубопроводов диаметром 89-820 мм, не требующие комплектования металлическими элементами, и для трубопроводов диаметром 1020-1420 мм в комплекте со стандартными траверсами.

 

Метод гидравлического разрушения для замены трубопроводов

Метод гидравлического разрушения для замены трубопроводов

 Представляем вашему вниманию технологию замены трубопроводов методом гидравлического разрушения.

Метод гидравлического разрушения трубопроводов заключается в разрушении старой трубы, с одновременной протяжкой по старому каналу новой трубы большего или равного диаметра под землей, без вскрытия дорожного покрытия.

Необходимость применения и преимущества метода гидравлического разрушения

Метод разрушения – самый распространенный способ санации трубопроводов во всем мире. Данная технология нашла широкое применение при замене чугунных, стальных, железобетонных и других видов трубопроводов на полиэтиленовые, почти вечные трубы водопровода, канализации и тепловых сетей.

Объективно необходимость в методе разрушения обусловлена следующими причинами:

  1. Городские коммунальные сети по всей России изношены на 70-90%. Основная часть стальных и чугунных трубопроводов попросту сгнили. В этих условиях для развития ЖКХ просто необходимо масштабное применение новых технологий строительства.
  2. В стесненных городских условиях часто просто негде проложить коммуникации вне старых линий трубопроводов. Необходимость прокладки коммуникаций по старым, отработанным трассам в наших городах едва ли не больше, чем прокладки новых трубопроводов.
  3. Постепенно, практически повсеместно как в крупных, так и в небольших городах вступают в силу запреты на вскрытие дорожного полотна, на работы, проводимые открытым способом.

 

Читать дальше....

Отметим основные преимущества данной технологии:

  • работа проходит без вскрытия дорожного полотна;
  • труба укладывается по старому каналу;
  • высокая скорость прокладки трубопровода;
  • относительно низкая себестоимость работы;
  • возможность увеличение пропускной способности трубопровода;

Технология метода гидравлического разрушения

Работа начинается с подготовки приемного и стартового котлована.

Самым важным в подготовке стартового котлована является четкая центровка рабочего станка разрушителя относительно разрушаемой трубы. Горизонт станка должен совпадать с горизонтом трубы, что предъявляет определенные требования к подготовке поверхности приямка, упорной стенки и среза самой трубы: все эти элементы должны быть максимально ровными. При тщательной подготовке приямка удается избежать движения разрушающего станка в поперечной плоскости и излишних вибраций. Кроме того, для страховки от обводнения немаловажно подготовить «пол» приямка, осуществив отсыпку щебнем или положив настил из досок.

Требования к приемному котловану просты – главное обеспечить удобный заход для затягиваемой трубы.

Гидравлический разрушитель погружается в котлован при помощи крана, а гидравлическая маслостанция, приводящая его в действие, остается на поверхности. Длина шлангов позволяет легко разместить эти два основных агрегата установки.

Для работы с разрушителем изготовляют стальной упор. Например, это может быть плита размером 1,2х2,5 м, толщиной 15 мм. Иначе, установка с усилием обратной тяги 50 тонн и выше закопала бы себя, не найдя в процессе разрушения трубы достаточной платформы для опоры.

Штанги гидравлического разрушителя поступательно скручиваются специальным механизмом и проталкиваются по старому каналу трубопровода до выхода в приемный котлован. Важно отметить, что уклон канала трубы от стартового до приемного котлована не должен превышать 20 градусов, что обусловлено гибкостью штанг разрушителя.

После выхода штанг в приемный котлован устанавливается разрушающая головка и за ней через цанговый захват труба. Разрушающая головка-нож подбирается исходя из внешнего диаметра протягиваемой трубы (например, 110, 160, 225, 325, 425 мм).

Когда все элементы соединены, установка переключается в режим обратного протягивания и начинается процесс замены старой трубы на новую.

Разрушение происходит одновременно с протаскиванием новой ПНД трубы. Осколки старой трубы вдавливаются в стенки канала разрушающей головкой. Если разрушаемая труба стальная, нож разрушающей головки взрезает ее, а ее голова раскрывает в стороны. В конце процесса разрушения разрушающая головка подходит к установке.

Разрушитель отодвигается от трубы (используется собственный ход штанг как при проталкивании). Между разрушителем и старой трубой устанавливается упорная рама. После этого разрушитель втаскивает разрушающую головку с новой трубой в котлован.

Упорная рама вытаскивается из котлована, вся буксировочная система разбирается и демонтируется. Новая ПЭ труба протянута и готова к присоединению.

Вместо заключения

Гидравлические разрушители позволяют разрушать старые трубы с одновременной протяжкой новых в самом распространенном в России диапазоне диаметров 110, 160, 225, 315, 425 мм и более.

Преимущества технологии очевидны, но наиболее наглядно их демонстрируют уже осуществленные работы:

Например, для замены 120 метров стальной трубы диаметром 200 мм на полиэтиленовую трубу диаметром 225 мм, без учета времени на подготовку стартового и приемного котлованов, требуется шесть часов работы.

По самым предварительным подсчетам проведение данной работы открытым способом с последующей отсыпкой и благоустройством территории займет от нескольких дней (при отсутствии работ по благоустройству) до двух недель и более.

Отметим, что разрушение трубы диаметром 200 мм – не самая сложная задача для разрушителя Ditch Witch®. Во время подобной работы мощность 91-тонного разрушителя используется не более чем на 30 %.

Особенно оценят данный способ прокладки городские Водоканалы. Другие методы санации, такие как технология «труба в трубе» или восстановление старых трубопроводов не всегда возможны и экономически целесообразны. А открытый способ дольше, требует более масштабного привлечения техники и значительных трудозатрат. В дальнейшем непременно понадобится отсыпка грунта и благоустройство территории. Не стоит забывать и основное преимущество всех бестраншейных методов прокладки коммуникаций — отсутствие необходимости перекрывать движение при проходке под автотрассами.

 

Сварочное оборудование: виды, особенности, характеристики

Сварочное оборудование: виды, особенности, характеристики

Без процесса сварки не обходится ни одна строительная площадка, поэтому не удивительно, что сварочное оборудование; неизменно пользуется спросом. На сегодняшний день существует множество способов сварки: с использованием электродов или графитовых стержней, которые служат отличными проводниками электрического тока, а также с применением специальной сварочной проволоки, изготавливаемой методом горячего проката.

Выбор сварочного оборудования сейчас настолько велик, что начинающий сварщик может растеряться в подобном многообразии. Поэтому попробуем рассмотреть некоторые виды сварочных аппаратов. Используются установки для сварки вручную с электродами разного диаметра, также для аргонно-дуговой сварки неплавящимися электродами. Выпускается и оборудование, в котором электрод плавится, работающее с применением флюсов, специальные машины, необходимые для проведения контактно-точечной сварки.

Для сварки черных и цветных металлов лучшим вариантом считаются сварочные выпрямители постоянного тока, оснащенные плавящимися электродами. Они отличаются сложной конструкцией и имеют достаточно высокую стоимость. Однако при проведении выпрямления тока происходит потеря части мощности, правда при том образуется стабильная дуга. Подобные приборы чаще всего применяются для профессионального использования, а для бытовой сварки лучше отдать предпочтение более простой и легкой модели, к примеру, аппарату для выполнения полуавтоматической сварки с использованием среды инертного газа. Он пользуется спросом у сотрудников автосервиса, которые производят кузовные работы. Причем, для того чтобы шов получался аккуратным, необходимо применять проволоку, диаметр которой варьироваться от 0,6 до 1,2 миллиметров в зависимости от металла, который требуется варить.

 

Читать дальше....

При сварке различных типов металла в газовой среде для каждого подбирается соответствующая. Например, для железа используется только углекислый газ, для стальных листов — комбинация его с аргоном, а для алюминия – чистый аргон.

При монтаже металлоконструкций, а также при проведении работ в автосервисе необходимо использовать надежный сварочный инвертор;. Прибор этот отличается компактностью и небольшим весом, поэтому становится незаменимым в том случае, если требуется сварка при высотных работах, и в том случае, если сварщику необходимо часто менять место дислокации. Качество шва будет безупречным даже при скачках напряжения в сети, а специальная защита от прилипания электрода делает работу очень удобной.

Для разных типов работ имеются свои типы сварочных инверторов. Выпускаются модели для ремонта и монтажа, для тяжелого производства и, конечно же, для сварки повышенного качества. С их помощью получается идеальная дуга. Подобные устройства необходимы для сварки черных и цветных металлов, легированной и углеродистой стали, нужно лишь подсоединять к ним электроды нужной марки, предназначенные для определенной среды.

Благодаря небольшому потреблению электроэнергии, сварочный инвертор может подключаться к генератору, поэтому его можно использовать даже на не электрифицированных объектах.

Некоторые модели инверторов оснащаются специальными приспособлениями, благодаря которым можно на небольшой промежуток времени, равный примерно времени зажигания дуги, увеличивать силу тока. Подобная функция препятствует эффекту залипания электрода, что делает внешний вид шва гораздо лучше. Кроме того, ряд инверторов может автоматически снижать силу тока при коротком замыкании. Удобная панель управления позволяет выставлять необходимые параметры, что упрощает сварочный процесс.

Надежно предохраняет прибор от механических воздействий специальный защитный кожух из легкого и прочного металла, не утяжеляющий аппарат. Чаще всего для сварки используются электроды, диаметром в два с половиной или три миллиметра, которым требуется сварной ток восемьдесят или сто пятнадцать ампер.

Инверторы для проведения дуговой сварки вручную обладают рядом преимуществ перед стандартными сварочными аппаратами. Во-первых, они очень просты в использовании. Во-вторых, они обеспечивают стабильный ток, на который не влияют перепады напряжения в сети, благодаря чему можно легко соединять между собой детали из нержавеющей стали. В-третьих, удобная панель управления позволяет плавно регулировать силу сварочного тока и преобразовывать напряжение. Следующее – из-за низкой пульсации выпрямленного тока расплавленный металл практически не разбрызгивается. Пятое достоинство: у сварочного инвертора коэффициент полезного действия составляет порядка восьмидесяти-девяноста процентов.

При выборе необходимо обращать внимание на маркировку, указывающую, какой класс защиты имеет аппарат. Обозначение IP21 говорит о том, что инвертор предназначается для внутренних работ. Он защищен от капель воды, летящих вертикально, а его корпус не позволяет руке проникнуть в опасную зону. Если стоит пометка IР23 – прибор также безопасен для рук и к тому же защищен от попадания капель дождя.

Цена инвертора зависит от его комплектации и набора функций, облегчающих сварочный процесс. В нее может быть включена стоимость сварочного кабеля, держателя для электродов, специального зажима, обеспечивающего заземление, а также чемодана, предназначенного для удобства транспортировки прибора.

Для того чтобы обеспечивать питание сварочной дуги при автоматической работе под флюсом, а также в случае проведения электрошлаковой сварки, применяются сварочные трансформаторы.

Специалисты выделяют две основные их категории: модели с повышенным магнитным рассеянием и с нормальным, оснащенные дросселем. Первые в свою очередь делятся на три группы: модели с магнитными шунтами, ступенчатым регулированием и подвижной катушкой.

Сварочные трансформаторы предназначены для преобразования электроэнергии в двести двадцать или триста восемьдесят вольт в шестидесятивольтную, которая требуется для дуговой сварки. К основным конструктивным элементам этих приборов относится магнитная система, дроссель, необходимый для того, чтобы регулировать вторичный ток, а также обмотки типов ВН 1 и НН 3. В современных моделях все детали находятся внутри корпуса, в боковых стенках которого имеются специальные отверстия для вентиляции.

Каждый сварочный трансформатор оснащается сердечником, изготовленным из специального типа низкоуглеродистой стали, отличительной особенностью которой является четырехпроцентный уровень содержания кремния и пониженное количество фосфора и серы. Он уровня магнитной проницаемости зависит мощность трансформатора, который работает по принципу электромагнитной индукции. Сила сварочного тока регулируется путем увеличения или уменьшения индуктивного сопротивления. Однако можно назвать и недостаток сварочных трансформаторов – они обладают небольшим коэффициентом мощности.

Сейчас чаще всего выпускаются сварочные трансформаторы, имеющие подвижные катушки и позволяющие плавно регулировать ток в нескольких диапазонах. Этим они выгодно отличаются от моделей СТЭ и СТН, при проведении сварочных работ которыми необходимо было закреплять ручку регулировщика, чтобы она при вибрации самопроизвольно не переключала силу тока. В современных же моделях происходит перемещение вторичной катушки, при том, что первичная плотно закреплена и остается неподвижной. Плавное регулирование обеспечивается путем переключения вторичных обмоток, работающих при большой силе тока, на последовательное соединение.

При выборе сварочного оборудования следует помнить, что оно бывает бытовым, профессиональным и полупрофессиональным. Визуально отличить их довольно сложно, так как выглядят они примерно одинаково, а отличаются по характеристикам тока. Так, бытовой сварочный аппарат обладает характеристикой до ста пятидесяти ампер, полупрофессиональный – до двухсот пятидесяти, а если она превышает этот уровень – то это профессиональная модель. Отличаются они и по ценовым, и по техническим характеристикам.

Если показатель ПВ составляет шестьдесят процентов при ста сорока амперах, то это значит, что максимальная непрерывная его работа не превышает шести минут, после чего стоит его ненадолго отключить. Однако чаще всего ПВ варьируется в районе тридцати пяти-сорока процентов.

Оптимальным для бытовых задач считается сварочный трансформатор, с помощью которого производится ручная дуговая сварка. Если же вас в первую очередь интересует качество шва, то стоит выбрать сварочный инвертор. Для работы с черными металлами подойдет недорогой трансформатор переменного тока с плавящимися электродами, которые имеют фтористо-кальциевое или рутиловое покрытие. Им легко пользоваться, надежная конструкция исключает возможность быстрой поломки, а сварка может осуществляться встык или внахлест. Особую роль играет непосредственно диаметр электрода, зависящий от показателя тока: чем он выше, тем больше диаметр и производительность прибора. Однако нужно учитывать и тот факт, что для рутиловых электродов уровень тока ниже, нежели для фтористо-кальциевых.

Для того чтобы запустить новый трансформатор или тот, который долгое время не использовался, нужно сначала очистить прибор от пыли, для чего осуществляется его продувка сжатым воздухом. Следующий шаг – проверка сопротивления изоляции при помощи мегомметра, оно не должно быть менее двух с половиной МОм. Если оно понизилось, то необходима просушка теплым воздухом. Также нужно проверить, соответствует ли имеющаяся электросеть напряжению и току прибора, и после этого выставить тумблер на указатель «местное управление». Только после этого можно установить нужную вариацию тока и включить аппарат в сеть.

Для того чтобы приступить к работе, нужно привести переключатель в положение «сварка включена», а потом аккуратно повернуть ручку потенциометра, чтобы постепенно происходило нарастание напряжения холостого хода до отметки сто двадцать вольт. При этом уже на отметке восемьдесят-девяносто трансформатор начинает тихонько гудеть – это показатель нормы. Если же звук слишком громкий, то следует проверить работу вентилятора и силовых транзисторов. Также следует заземлить корпус прибора, так как включать его без заземления нельзя, иначе сварщик может получить удар током.

Чтобы сварочное оборудование служило вам долго и надежно, необходимо проводить его периодический осмотр и профилактику. Только своевременное техническое обслуживание гарантирует качество сварочных работ.

    

Все, что нужно знать о сварочных генераторах

Все, что нужно знать о сварочных генераторах

Бензиновый или дизельный генератор – прекрасный вариант для выполнения сварочных работ. Это универсальное устройство отлично подходит для ручной сварки, особенно в случае если дома периодически возникают перебои с электричеством или оно вообще отсутствует.

Оснащенные двигателем внутреннего сгорания на дизеле или бензине, сварочные генераторы могут стать источником постоянного тока для ручной сварки. Наряду с основным предназначением, такое оборудование способно обеспечить и бесперебойное электроснабжение загородного дома, частного коттеджа или дачи. То есть сварочные генераторы являются многофункциональным оборудованием.

Двигатель внутреннего сгорания и генератор электричества – основные составляющие любого генератора для сварки. Такое устройство вырабатывает ток достаточной силы и необходимое количество электроэнергии для проведения дуговых сварочных работ, тогда как для функционирования обычных приборов нужен дополнительный преобразователь напряжения – трансформатор.

 

Читать дальше....

Бензогенератор и дизельгенератор подходят для ручной электродуговой сварки штучными электродами. Принцип работы такого оборудования крайне прост: электричество вырабатывается благодаря движению якоря сварочного генератора, которое происходит вследствие сжигания топлива (бензина или дизеля). С помощью этого устройства можно выполнять не только ручную дуговую, но и полуавтоматическую сварку. Оно также подходит для электрической запитки различных приборов.

Когда дело касается непосредственного выбора сварочного генератора, можно растеряться среди огромного количества моделей. В зависимости от особенностей двигателя и прочих технических характеристик, показатели мощности и функциональности приборов очень отличаются. Тщательное изучение параметров и свойств генераторов поможет приобрести оптимально подходящий вариант.

Сварочные генераторы: характеристики и модели

1. По типу топлива сварочные генераторы можно разделить на бензиновые и дизельные. Устройство, работающее на дизеле, мощнее и функциональнее бензинового аналога. Если сварка выполняется часто и в больших объемах, то дизельный сварочный генератор – идеальный выбор. Впрочем, нередко необходимость в подобных работах возникает нерегулярно и в мелких масштабах. В этом случае следует отдать предпочтение бензиновому генератору, который способен прекрасно справиться с непродолжительной сваркой. Важный плюс – его низкая стоимость в сравнении с моделями, работающими на дизельном топливе.

2. По техническим параметрам выделяют трансформаторные и инверторные модели, а также генераторы с выпрямителем.

Трансформаторные устройства отличаются простотой эксплуатации и наиболее демократичной ценой среди всех вариантов. Такое оборудование, вырабатывающее переменный ток, идеально для бытового использования и выполнения мелких сварочных работ, не требующих высокого качества швов.

Инверторный сварочный генератор – лучший выбор для «ювелирной» дуговой сварки. Довольно дорогие, но компактные устройства позволяют добиться идеально тонких и точных сварочных швов благодаря внедрению в прибор электронных схем на тиристорах или транзисторах.

Модели с выпрямителем позволяют сваривать предметы из нержавеющей стали. Вырабатывая постоянный ток, они отличаются высокой производительностью и функциональностью.

3. Количество вырабатываемого тока позволяет, в свою очередь, разделить модели на бытовые приборы (до 200 А), полупрофессиональные варианты (200-300 А) и профессиональные устройства (от 300 А).

4. По способу подключения выделяют однопостовые модели (так называемые генераторы переменного напряжения), однопостовые модели с дополнительным источником энергии и многопостовые приборы.

5. Еще один важный критерий – вес и размеры генератора. Как правило, габариты устройства прямо пропорциональны его мощности и производительности. Бензиновый сварочный генератор обычно более компактен, чем дизельный, но, как упоминалось выше, характеризуется меньшей функциональностью. Дизельгенератор, в свою очередь, обладая более крупными габаритами, подразумевает больший спектр возможностей и высокую производительность.

Не менее важны шумовые характеристики устройства, расход используемого топлива и продолжительность работы без подключения к дополнительным источникам энергии. Впрочем, при покупке оборудования нельзя упустить из вида еще один момент – способ запуска механизма. Электрический или ручной, он играет немаловажную роль при неблагоприятных условиях проведения сварочных робот, например, при низких температурах. Сварочный генератор, выбранный по приведенным критериям, должен удовлетворить основные требования покупателя.

Ассортимент марок сварочных генераторов позволяет найти компромисс между стоимостью устройства, его надежностью и функциональностью. Учитывая высокую конкуренцию на рынке электрооборудования, хороший дизельный или бензиновый генератор по приемлемой цене перестал быть утопией.

Идеальный генератор: делаем выбор

С оптимально подходящей моделью сварочного генератора определиться совсем не трудно. Зная основные требования к оборудованию и учитывая условия его эксплуатации, можно самостоятельно выбрать качественное и функциональное устройство. Еще более надежный и проверенный вариант – обратиться к специалистам, которым известны все преимущества и недостатки тех или иных моделей. В любом случае разнообразие генераторов позволяет каждому найти идеальное оборудование для работы в определенных условиях.

  

Спецтехника – разновидности, характеристики, особенности

Спецтехника – разновидности, характеристики, особенности

 В современном мире спецтехника находит применение в самых различных сферах, начиная со строительной и заканчивая коммунальной, причем пользуются этим оборудованием и частные, и юридические лица. Для того чтобы не путаться в терминах, давайте сначала определимся, что же такое спецтехника.

Как следует из названия, спецтехника – это техника специального назначения. Она предназначена для выполнения задач, с которыми не справится обычный инструментарий. По назначению можно выделить следующие группы спецтехники:

Автомобильная спецтехника. В эту группу входят грузовые автомобили для перевозки особых грузов (автоцистерны, бензовозы, лесовозы, ломовозы и т.п.) Некоторые виды автомобильной спецтехники снабжены дополнительными механизмами, например, для выгрузки сыпучих материалов или перемешивания жидкостей, а также специальными креплениями для особых грузов или для установки крана-манипулятора.

Дорожная спецтехника предназначена для строительства, обустройства и ремонта дорог. Сюда входят бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, асфальтовые катки, асфальтоукладчики, дорожные фрезы, бетоноукладчики.

 

Читать дальше....

Подъемная спецтехника – это краны-манипуляторы, гидроманипуляторы, гидроборта, гидролифты и автовышки. Несложно догадаться, что основная задача этой спецтехники – погрузка и транспортировка грузов. Современные краны-манипуляторы компактны и при этом располагают большим вылетом стрелы, что обеспечивает высокую производительность труда. Кроме того, краны-манипуляторы легко устанавливаются на грузовые автомобили, что позволяет сократить расходы на спецтехнику.

Строительная спецтехника. Спектр специальной техники, используемой в строительстве, очень широк: автокраны, самосвалы, бетонная техника, экскаваторы, погрузчики, некоторые краны-манипуляторы, автовышки…

Коммунальная спецтехника. К этой группе относится техника, применяемая для уборки и расчистки территорий. Например, поливомоечные, пескоразбрасывающие, подметально-уборочные, каналопромывочные машины. Как правило, этой спецтехникой владеет городская администрация или муниципальные органы управления.

Сельскохозяйственная спецтехника. Практически все сельскохозяйственные операции автоматизированы с помощью спецтехники – тракторов, комбайнов, косилок, доильных машин. Сюда можно отнести также навесное оборудование на тракторную технику.

Сервис-бизнес

Не каждой организации по карману дорогостоящее оборудование. Да и для разовой работы приобретать спецтехнику нерентабельно. В таких случаях компании берут ее в аренду. Таким образом, расходы по содержанию технического парка и штата операторов несет арендодатель. К тому же аренда позволяет без капитальных вложений нарастить производственные мощности в пиковый период работ.

Чаще всего собственники сдают спецтехнику в аренду, одновременно предоставляя дополнительные услуги по доставке, монтажу и сервисному обслуживанию.

Любая спецтехника – это довольно сложная конструкция, поэтому все специализирующиеся на ней производители также осуществляют продажу запчастей, пусконаладку, гарантийное и сервисное обслуживание. Более того, по мнению экспертов, конкуренция на рынке спецтехники все более уходит в область сервиса. Сегодня покупатели приобретают не столько сами дорожно-строительные машины, сколько их сервис, и поэтому отдают предпочтение продукции фирм, способных гарантировать незамедлительное и качественное устранение технических неполадок, которые могут проявиться при эксплуатации техники.

Сегодня сервис набирает обороты, становится технологичным и превращается в самостоятельный бизнес. Генеральное направление его развития – освободить клиента от проблем, связанных с содержанием и техобслуживанием техники. Клиент только эксплуатирует ее; все остальное – забота сервисной компании. Выгоды для заказчика очевидные: не нужно увеличивать свой парк, заботиться о росте ремонтной базы и создавать огромные склады запчастей, замораживая оборотные средства.

Если технику эксплуатируют клиенты из других регионов, то у крупных фирм-продавцов есть ремонтная бригада, которая выезжает к заказчику.

 

Производители, характеристики и особенности бульдозеров

Производители, характеристики и особенности бульдозеров

Универсальным оборудованием‚ с которого начинается почти каждая стройка‚ является бульдозер. Внешний вид этих мощных машин остается неизменным многие годы – гусеничный трактор‚ перед которым крепится инструмент для производства работ – металлический отвал. Бульдозер неприхотлив в обслуживании‚ обладает высокой проходимостью и маневренностью

В силу особенностей производства (модульные заменяемые узлы) бульдозеры обладают высокой степенью ремонтопригодности. На строительных площадках также можно встретить и пневмоколесные бульдозеры‚ которые работают на зачистных работах и на легких грунтах.

Основная функция бульдозера состоит в перемещении на короткие расстояния больших объемов грунта. Бульдозеры используются при возведении дамб и плотин‚ профилировании насыпей‚ грунтовых дорог‚ снятии грунта‚ засыпке траншей‚ выравнивании грунтовых поверхностей. В силу универсальности машин их также используют при подготовке дорожной полосы отвода – полная расчистка полосы от деревьев‚ корчевка пней.

 

Читать дальше....

Машины могут оборудоваться различными типами бульдозерных отвалов: прямыми‚ сферическими и полусферическими (универсальными и полууниверсальными по международной терминологии)‚ поворотными (т. е. поворачивающимися в плане)‚ с поперечным перекосом (когда один угол отвала поднят выше другого) и изменяемым углом резания (углом наклона отвала на виде сбоку).

Российские строители знакомы с различными моделями бульдозеров от разнообразных производителей этой техники‚ как отечественных‚ так и зарубежных.

В рамках международной кооперации в 70-е годы советские заводы широко сотрудничали с польскими машиностроителями‚ в том числе с заводом в городе Сталова Воля‚ достаточно известным в России‚ а строительная техника марки Stalowa Wola хорошо зарекомендовала себя на наших строительных площадках.

С начала 70-х годов машиностроительный завод Huta Stalowa Wola за счет кооперации с ведущими мировыми производителями строительных машин‚ в том числе с International Harvester‚ в короткие сроки полностью перестроил производство в соответствии с требованиями рынка и добился признания своей продукции. В результате партнерства американской компании Komatsu Dresser Company и польского концерна Huta Stalowa Wola была основана совместная торгово-маркетинговая фирма Dressta Co. Ltd. – хорошо известное среди российских строителей имя зарубежного поставщика.

Бульдозеры‚ поставляемые Dressta‚ выпускаются в нескольких модификациях: гусеничные трактора различных тяговых классов‚ машины с уширенным гусеничным ходом (пригодным для работы на слабых и заболоченных грунтах)‚ машины с увеличенной длиной гусеничного хода. На бульдозеры от Dressta устанавливаются‚ в зависимости от модели‚ двигатели Cummins или Komatsu. Они оборудованы системой привода модульного типа‚ т. е. любой из агрегатов при необходимости может быть снят и заменен без демонтажа соседних агрегатов и узлов. Шлицевые соединения между агрегатами трансмиссии не требуют подгонки и точной установки относительно друг друга.

Самые легкие бульдозеры ряда Dressta оснащаются шестиоперационным отвалом‚ тогда как другие типоразмеры могут оборудоваться прямыми‚ поворотными в плане‚ полусферическими и сферическими отвалами. Дополнительно бульдозеры могут комплектоваться рыхлительным оборудованием‚ причем число рыхлящих зубьев колеблется от одного у наиболее мощных до пяти у легких машин. Максимальная глубина рыхления равняется 1‚7 м.

Кабины бульдозеров Dressta напоминают усеченные пирамиды с 4 или 6 гранями. Внутренний интерьер кабин‚ а также их стандартное и дополнительное оборудование полностью соответствуют международным требованиям в части комфорта и безопасности оператора.

Также хорошо знакомы российские строители с техникой ведущего мирового производителя‚ японского концерна Komatsu. Японские машиностроители длительное время сотрудничают с отечественными строительными организациями – первые образцы техники Komatsu для освоения просторов Крайнего Севера были поставлены в СССР еще в 60-е годы.

Гусеничные бульдозеры Komatsu поставляются как в стандартной комплектации‚ так и в различных дополнительных вариантах. Бульдозер может быть оснащен уширенными траками и предназначен для слабых грунтов; может выпускаться с удлиненной базой. Кроме того‚ машина может оснащаться гидрообъемной системой управления движением. В номенклатуре нестандартного оборудования предлагаются резиновые гусеничные ленты‚ обеспечивающие бесшумный ход машины‚ щадящие опорное покрытие и не требующие технического обслуживания. Резиновые гусеничные ленты могут быть двух типов: стандартные – для обычных грунтовых условий и уширенные – для работы на заболоченных участках.

Внешний вид новейших гусеничных бульдозеров марки Komatsu достаточно привлекателен и необычен‚ создает впечатление легкости и изящества.

Komatsu оснащает машины дизелями собственного производства‚ созданными специально для землеройных машин. Эти среднескоростные двигатели с непосредственным впрыском топлива отличаются хорошими мощностными характеристиками‚ высоким крутящим моментом‚ топливной экономичностью и низкой токсичностью выхлопа.

Кабины бульдозеров Komatsu в полной мере соответствуют требованиям международных и национальных сертификационных органов к комфорту и безопасности оператора.

Самая большая линейка выпускаемой техники приходится на долю марки Caterpillar. Эти машины‚ пользующиеся заслуженной славой‚ хорошо известны отечественным строителям на протяжении не одного десятка лет.

Фирма оснащает свои бульдозеры дизелями собственного производства‚ спроектированными с учетом особенностей работы землеройных машин. Наиболее важные характеристики двигателей – большая мощность и повышенный запас крутящего момента.

Стандартное исполнение бульдозеров Caterpillar предназначено для тяжелых бульдозерных и обычных планировочных работ. Компания поставляет также несколько специализированных версий. Бульдозеры могут выпускаться с увеличенной мощностью и удлиненной базой‚ что обеспечивает повышенные рабочие скорости‚ более равномерное распределение опорной нагрузки‚ улучшенную планировку и хорошую курсовую устойчивость. Выпускаются машины с большей колеей и уширенными траками‚ позволяющими эффективно работать на рыхлых или излишне влажных грунтах.

Область применения колесных бульдозеров вообще и Caterpillar в частности отличается от области применения гусеничных машин. Колесные бульдозеры используются на более легких грунтах и работах по зачистке. Более легкие работы соответствуют меньшим тяговым возможностям‚ повышенным скоростям и уязвимости резиновых покрышек. Они имеют много общих узлов и агрегатов с пневмоколесными погрузчиками‚ в том числе и шарнирно-сочлененную раму.

На передней ее части монтируется бульдозерное оборудование‚ на задней – кабина‚ моторный отсек и трансмиссия. Пневмоколесные бульдозеры оснащены двигателями Caterpillar‚ конструкция которых предусматривает возможность как модульного капитального ремонта‚ так и ремонта с заменой отдельных деталей. Передние мосты связаны с передней частью рамы жестко‚ задние могут качаться в поперечной плоскости относительно рамы на ±12–15°. Кабины оборудованы конструкциями безопасности‚ кондиционерами‚ воздушными фильтрами‚ регулируемым креслом анатомического профиля и настраиваемой рулевой колонкой.

Немецкий концерн Liebherr производит более скромный модельный ряд гусеничных бульдозеров. Правда‚ каждая из моделей может поставляться в 7–9 модификациях (разные отвалы‚ траки‚ гусеницы и рыхлители)‚ так что реальное число моделей гораздо больше.

Концерн Liebherr выпускает гусеничные бульдозеры различных тяговых классов. Машины могут выпускаться с удлиненным гусеничным ходом и оснащаться широкими траками для работы на слабых и заболоченных грунтах. Liebherr является разработчиком электронно-гидравлической системы Litronic‚ совмещающей интеллектуальные способности современного компьютера и возможности новейших гидравлических механизмов. На гусеничных бульдозерах фирмы система Litronic отвечает за работу ходовой гидромеханической трансмиссии с гидрообъемным приводом. Серьезное внимание уделено техническому обслуживанию. Система Litronic обеспечивает автоматический мониторинг состояния агрегатов гидросистемы и при необходимости – диагностику неисправностей. Основные точки обслуживания бульдозера и диагностики его агрегатов сгруппированы и расположены в легко доступном месте.

Бульдозеры Liebherr комплектуются дизелями собственного производства‚ сконструированными специально для строительных машин. Эти среднескоростные длинноходовые двигатели с непосредственным впрыском топлива отличаются экономичностью‚ малотоксичным выхлопом и низким уровнем шума. Бульдозерное оборудование комплектуется одним из следующих типов отвалов: прямым‚ полусферическим‚ сферическим или поворотным с изменяемым углом наклона. Fiat-Hitachi – еще одно громкое имя рынка дорожных и строительных машин. Бульдозеры в номенклатуре продукции фирмы представлены слабо и не очень часто приобретаются российскими строительными подрядчиками. Бульдозеры комплектуются полусферическими‚ сферическими и поворотными отвалами различной вместимости и одно- или трехстоечными рыхлителями с параллелограммной подвеской‚ сохраняющей угол рыхления постоянным при любой глубине. На машины устанавливаются дизельные двигатели Fiat с непосредственным впрыском‚ увеличенным ходом поршня и пониженной скоростью коленвала. По заявлениям фирмы‚ машины с этими моторами могут эффективно работать на высоте до 2 500 м без специального оснащения. Операторская кабина по уровню комфорта и безопасности соответствует нормам международных сертификационных организаций. Стандартная комплектация кабины включает: регулируемое сиденье с ремнями безопасности‚ электронно-цифровой монитор со световой индикацией нештатных ситуаций‚ воздухоочиститель и вентилятор‚ конструкции ROPS/FOPS и отопление. Опрокидывание кабины специальным гидроподъемником упрощает доступ к агрегатам трансмиссии при обслуживании. Межтраковые шарниры гусеничных цепей‚ подшипники катков и звездочек заправлены долговременной смазкой и герметизированы. Гусеницы натягиваются передними ведомыми звездочками («ленивцами») под действием пружин и натяжных гидроцилиндров. Катки и звездочки оборудованы специальной защитой от возможных повреждений‚ а специальные направляющие исключают соскакивание гусеницы при маневрировании.

Традиционные представления о бульдозерах в полной мере можно отнести к внешнему виду машин Fiat-Hitachi. Конструкторы фирмы создали современный дизайн‚ придав кабине вид многогранной усеченной пирамиды и заменив плавные очертания корпуса ярко выраженными гранями на стыках плоских облицовочных элементов кожуха и капотов. Бульдозеры Case все чаще встречаются на российских строительных площадках. Модельный ряд Case включает в себя сравнительно небольшие машины: рабочая масса самой тяжелой из них немногим более 12 т. Бульдозеры оснащаются двигателями собственного производства. В ходовой части используются гусеницы с закрытыми и постоянно смазываемыми шарнирами‚ а также закрытые ролики гусениц‚ ведущие ролики и ленивцы барабанного типа с «вечной смазкой». В комплект поставки могут входить уширенные траки и более широкие гусеницы с увеличенной площадью контакта с грунтом для повышения устойчивости машины‚ уменьшения погружения в грунт‚ улучшения качества работ на боковых склонах и при финишном выравнивании. Достоинствами машин Case являются усиленные электрические компоненты‚ применяемые в бульдозерах. Использование этих элементов позволяет запускать машину и работать на ней в предельных погодных условиях.

Традиционно большое внимание уделено техническому обслуживанию машин: используются быстросменные навинчивающиеся фильтры‚ легко открывающаяся дверца доступа и сгруппированные точки обслуживания. Стандартом для бульдозеров Case является простота управления и высокий комфорт оператора. Старейший завод по производству тракторов в России – «Челябинский тракторный завод» (ЧТЗ). ЧТЗ начал свою историю как комсомольская стройка 30-х годов‚ а уже в 1938 году трактор С-65 был отмечен высшей наградой «Гран При» на Всемирной выставке в Париже. В 1984 году ЧТЗ выпустил с конвейера миллионный трактор. Бульдозеры ЧТЗ – неотъемлемая часть российского строительного пейзажа. Модельный ряд включает в себя машины трех тяговых классов‚ семи модификаций‚ с рабочей массой от 10‚6 т до 16‚7 т. Бульдозеры оснащаются четырехтактными дизельными двигателями‚ с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. В ходовой части используются многокатковые тележки гусениц с числом катков 6 – 7. Использование прогрессивных технологий обработки материалов позволяет значительно увеличить срок службы изделий‚ а также значительно снизить время‚ затрачиваемое на регулировки. Бульдозеры оснащаются тремя типами отвалов – полусферическим‚ прямым и поворотным‚ а также рыхлительным оборудованием параллелограммного типа с одно- или трехзубым рыхлителем глубиной рыхления до 650 мм.

Большое внимание уделяется простоте управления и комфорту оператора – площадь остекления кабины увеличена в 1‚5 раза. Рациональная установка осветительных приборов позволила увеличить продолжительность работы машин на 20%. На ЧТЗ разработан и изготовлен опытный образец трактора под заводской маркой Т2000 с бульдозерно-рыхлительным оборудованием и гидростатической трансмиссией фирмы «Саксенгидравлик». ОАО «Промтрактор» – крупнейший производитель мощной техники‚ используемой для выполнения тяжелых землеройных работ в промышленном‚ дорожном‚ нефтегазовом и гидротехническом строительстве‚ вскрышных работ в горнодобывающей промышленности‚ ирригационных – в сельском хозяйстве‚ а также для выполнения плантажных‚ мелиоративных и аварийно-спасательных работ и прокладки нефте- и газопроводов. В состав номенклатуры выпускаемой в настоящее время продукции‚ входят бульдозеры-рыхлители гусеничные 9 модификаций (в зависимости от типа и мощности двигателя)‚ весом от 28 до 95‚5 т. Все они оснащаются двигателями волгоградского и ярославского заводов‚ а также фирмы Cummins (США). Бульдозеры оборудуются полусферическими отвалами и однозубым рыхлителем параллелограммного типа.

Полужесткая ходовая система состоит из двух гусеничных тележек‚ прокачивающихся на оси бортовых передач. Опорные‚ поддерживающие катки и направляющие колеса с одноразовой смазкой на весь срок службы с самоподжимными уплотнениями типа DUO-CONE. Натяжение гусеничной цепи облегчено благодаря применению гидравлического механизма натяжения‚ установленного совместно с механизмом сдавания. Число опорных катков: 14 (по 7 с каждой стороны). Число поддерживающих катков: 4 (по 2 с каждой стороны). Гусеницы с уплотнением и смазкой шарниров на весь срок эксплуатации‚ с разъемным замыкающим звеном. Кабина двухместная‚ установленная на резиновых амортизаторах. Шумопоглощающая обивка‚ обеспечивающая максимальную обзорность‚ большая площадь остекления стеклопакетами‚ исключающими обледенение стекол‚ подрессоренное‚ регулируемое под индивидуальный вес и рост оператора сиденье‚ вентиляционная установка с калориферным обогревателем обеспечивают оператору комфортные условия труда. Оборудуется независимым отопителем‚ работающим на дизельном топливе.

  

Бульдозер — виды, особенности, характеристики

Бульдозер — виды, особенности, характеристики

Бульдозер — самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и т.п. с навесным рабочим органом — криволинейным в сечении отвалом (щитом), расположенным вне базы ходовой части машины. Служит для послойного копания, планировки и перемещения (на расстояние 60—150 м) грунтов, полезных ископаемых, дорожно-строительных и др. материалов при строительстве и ремонте дорог, каналов, гидротехнических и т.п. сооружений.

 Различают следующие виды бульдозеров:

  • общего назначения
  • специального назначения
  • многоцелевого назначения

Бульдозеры общего назначения оснащены основными отвалами. Машины специального назначения обеспечивают выполнение узкоспециализированных работ, и используются для этого отвалы соответствующего назначения. На технике многоцелевого назначения сзади трактора монтируют специальное рабочее оборудование: цепной траншеекопатель, плужный нож кабелеукладчика, рыхлительный агрегат, тяговую лебедку и др.

 

Читать дальше....

ВИДЫ И КОНСТРУКЦИИ ОСНОВНЫХ ОТВАЛОВ

Основными элементами бульдозерного оборудования являются отвал, толкающие брусья с раскосами и подкосами или толкающая рама с раскосами, гидроцилиндры подъема и опускания отвала, а также, на отдельных видах, механизмы поворота отвала в поперечной и горизонтальной плоскостях и изменения угла резания.

Отвал представляет собой сварную конструкцию коробчатого типа, обеспечивающую ему жесткость, с приваренным в передней части лобовым листом криволинейного профиля. Последний обеспечивает быстрое заполнение отвала материалом. Для повышения износостойкости лобового листа фирма «Саtеrрillаr» приваривает к нему пластины из специальных легированных сталей, обладающих высокой устойчивостью к абразивному износу и ударным нагрузкам.

В нижней части к лобовому листу болтами впотай крепятся съемные ножи. При изнашивании острой кромки ножа его разворачивают и режут вторым, острым концом. Для повышения устойчивости ножей к абразивному изнашиванию и ударным нагрузкам зарубежные фирмы изготавливают их из легированных сталей типа DН-2 или DН-3 с повышенным содержанием бора и никеля.

Гусеничный бульдозер общего назначения оснащается основными отвалами, выпускаемыми почти всеми производителями.

Различают неповоротный, поворотный и универсальный отвалы. Неповоротные включают в себя прямой, сферический и полусферический отвалы. Торцы этих отвалов закрыты двумя боковыми щеками для снижения потерь грунта при транспортировании. Лобовой лист завершается вверху козырьком, приваренным под углом к лобовому листу. Козырек препятствует пересыпанию грунта через верхнюю кромку отвала и улучшает формирование призмы волочения грунта. Для защиты от повреждений гидроцилиндров и радиатора двигателя от пересыпающегося материала некоторые фирмы используют решетки, устанавливаемые сверху на отвалах, и щитки.

Прямой отвал, или отвал типа 5, используется при разработке широкого диапазона немерзлых грунтов, включая легкие скальные.

Сферический отвал (U) особенно эффективен для перемещения значительных объемов легких грунтов на большие расстояния. Он состоит из трех секций: центральной и двух боковых. Последние расположены под углом в плане до 25°. Изогнутая в плане форма отвала обеспечивает смещение грунта к середине отвала, обеспечивая при транспортировании минимальные потери материала.

Полусферический отвал (SU) сочетает способности прямого отвала хорошо врезаться в грунт и сферического отвала перемещать большие объемы материала за счет коротких боковых секций, установленных под углом до 25° к центральной секции.

Отвалы U, SU и S имеют механизм перекоса (гидроцилиндр и винтовую стяжку), позволяющие им хорошо внедряться в прочные грунты. При наличии двух гидроцилиндров перекоса машинист из кабины имеет возможность изменять углы перекоса и резания отвала на ходу машины, приспосабливаясь к меняющимся грунтовым условиям.

Поворотный отвал(А) применяется при поперечной транспортировке грунта для засыпки траншей, укладки насыпи и при расчистке территории от снега, мусора, растительности. Отвал может поворачиваться в плане вокруг шарнира на раме в обе стороны. По форме это прямой отвал без боковых щек, удлиненный по ширине и укороченный по высоте.

Отвалы с регулируемыми углами поворота и перекоса (РАТ), которые имеют 6 степеней свободы (шестипозиционные отвалы). Это универсальные отвалы, способные изменять и поперечные, и продольные углы установки отвала, прикрепляемые шарнирно к П-образной толкающей раме.

По форме это прямой отвал, примерно таких же габаритов, только без боковых щек. Он предназначен для профилировочных и планировочных работ небольшого объема бульдозерами малого класса тяги.

На некоторых моделях бульдозеров таких фирм, как «Саtеrрillаr», «Fiat-Kobelco», «Liebherr» и др., используется модификация данного отвала (VPAT), позволяющая с помощью регулировочных болтов изменять угол резания ножей отвала.

ВИДЫ И КОНСТРУКЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОТВАЛОВ

Кроме перечисленных основных отвалов, используются отвалы специального назначения, некоторые из которых изготавливаются специализированными нетракторостроительными фирмами типа «Balderson», «Rimco», «Rome» и пр.

Саtеrрillаr, Fiat-Kobelco, Komatsu и др. дополняют основную номенклатуру отвалов следующими спецотвалами: буферным, рекультивационным, кусторезным, укороченными по ширине отвалами SU и S, увеличенным по высоте отвалом SU и пр.

Буферный отвал используется в основном для работ, связанных с толканием скреперов при их зарезании в грунт. По форме это короткий прямой отвал без механизмов перекоса с приваренной посередине отвала стальной пластиной. Резиновые амортизаторы подвески отвала поглощают удары при соприкосновении пластины отвала с буфером скрепера. В промежутках между толканиями такой отвал может быть использован на бульдозерных работах общего назначения. Их выпускают компании «Саtеrрillаr» и «Komatsu».

Рекультивационный отвал применяется для снятия верхнего плодородного слоя почвы и перемещения ее в складируемые бурты. По форме это отвалы и увеличенной ширины и имеющие радиус кривизны лобового листа переменного значения. Это позволяет создать лучшие условия перемещения материала по поверхности отвала и формирования призмы волочения. Такие отвалы изготавливают Саtеrрillаr и Balderson.

Угольные отвалы и отвалы для щепы используют для перемещения угля и щепы на карьерах, складах рудных дворов и лесоперерабатывающих предприятий. По форме это сферические отвалы увеличенной ширины и с гидроперекосом. Их выпускают компании «Саtеrрillаr», «Dressta», «Liebherr» и «ЧТЗ-Уралтрак».

Торфяные отвалы используются для перемещения торфа на мелиоративных полях. Это прямые удлиненные отвалы малой высоты с гидроперекосом, монтируемые на тракторах Liеbhеrr болотоходных модификаций.

На бульдозерах со специализированными отвалами для перемещения угля, щепы и торфа сзади трактора подвешивается балластный груз, выполняющий роль противовеса.

Для работы в экстремальных ситуациях при расчистке завалов в системе МЧС используются бульдозеры Komatsu с отвалами 8 и 81) уменьшенной ширины, которые вписываются в железнодорожный габарит. Это позволяет иметь высокую степень готовности к работе, так как машины с прикрепленным отвалом стоят на открытой платформе в ожидании распоряжения на отправку.

На бульдозерах среднего класса тяги фирма «Liеbhеrr» использует гидроуправляемые уширители, которые из кабины могут устанавливаться под любым углом к отвалу. При транспортировке на трайлере уширители поворачиваются назад, и отвал вписывается в габарит. Аналогичные отвалы применяет фирма «Fiat-Kobelco».

Отвалы для уборки мусора предназначены для перемещения отходов на мусорных полигонах. По форме это прямые отвалы, имеющие увеличенную ширину и кривизну поверхности лобового листа, а также высоту козырька, примерно равную высоте отвала. При использовании таких отвалов агрегаты трактора подлежат дополнительному переоборудованию для защиты их от острых предметов и абразивных материалов, сзади трактора подвешивается балластный груз. Такие отвалы предлагают фирмы «Саtеrрillаr», «Dressta» и «Liebherr».

Кусторезный отвал (V-образной формы), изготовляемый Саtеrрillаr и Komatsu, предназначен для расчистки заросших кустарником и мелколесьем площадей под застройку. Опущенный в рабочее положение отвал в виде остроугольного резака, образованного двумя режущими лезвиями, скользит по поверхности земли, срезает кустарники и мелкие деревья и сваливает их в стороны, образуя за собой проход, равный ширине захвата отвала.

Защитное ограждение в виде стального каркаса предохраняет трактор от повреждений при падении срезаемых деревьев. Кусторезные отвалы изготавливаются фирмами «Rimco» и «Rome».

Отвалы-корчеватели — это либо отвалы решетчатого вида с зубьями, либо зубья, прикрепленные к лобовому листу прямого отвала. Они предназначены для извлечения из грунта крупных камней и пней и транспортирования их на близкие расстояния. Трактор оснащается сверху дополнительным защитным ограждением. Такие отвалы выпускают фирмы «Саtеrрillаr», «Komatsu», «Liebherr», «Rimco» и «Rome».

Правильный выбор потребителем отвала является главным условием достижения максимально возможной производительности. Прежде всего, следует оценить возможности копания грунта отвалом, тягово-сцепные и скоростные характеристики техники. Возможности копания грунта определяются соотношением величины максимального тягового усилия бульдозера к длине ножа отвала. Чем больше это значение, тем более прочные грунты может разрабатывать бульдозер.

Тягово-сцепные свойства машины оцениваются его эксплуатационной массой, конструкцией гусеничной ходовой части и трансмиссией. Скоростные характеристики определяют время цикла бульдозера. Чем меньше его значение, тем выше должны быть скорости рабочего и транспортного перемещений и, значит, выше производительность.

Мощность двигателя, приходящаяся на 1 м3 рыхлого грунта в призме волочения, на практике используется для оценки выбора отвала по возможности перемещения материала с большой рабочей скоростью. Транспортные скорости, особенно заднего хода, определяют время возврата бульдозера в исходную позицию.

Отличительной особенностью ходовой системы бульдозеров фирмы «Dressta» является использование разъемного звена гусеничной цепи. Оно состоит из двух половин, скрепленных болтами. Это позволяет существенно сократить время на снятие и установку гусеничной цепи при ремонте.

Фирма «Dressta» на бульдозерах малых типоразмеров устанавливает двигатели Komatsu, а на больших — двигатели Cummins. Все двигатели имеют выхлоп, соответствующий нормам Евро-2.

Фирма «Caterpillar» на моделях D5, D6 и D8 и их модификациях установила двигатели с электрогидравлической системой подачи топлива. Учитывая, что до этого на моделях D9 была установлена такая же система подачи, а на моделях D7 — электронная подача топлива, теперь все машины типоразмерного ряда имеют двигатели с параметрами выхлопа, соответствующими нормам Евро-2. С начала этого года модификация М бульдозеров моделей D5 и D6 была заменена модификацией N, отличительными особенностями которой являются: повышение мощности установленного нового двигателя; применение автоматически переключаемой коробки перемены передач (КПП) в зависимости от уровня потребляемой мощности, что ведет к снижению удельного расхода топлива; установка новой кабины с улучшенным дизайном, обзорностью, с пониженным на 3 дБ (А) уровнем шума и сенсорными системами управления приводами хода и навесного оборудования; использование компьютерного контроля и диагностики состояния узлов машины нового поколения EMSIII с повышенным количеством контролируемых параметров; применение на модели D6N дифференциальной системы поворота (см. статью «Два в одном»).

У модели D8R появилась модификация LGP. На всех моделях типоразмерпого ряда бульдозеров может монтироваться сзади дополнительное рабочее оборудование: либо рыхлитель, либо тяговая лебедка с гидроприводом. Для моделей D5N и D6N с максимальным тяговым усилием — соответственно 23 и 31 т, для D8R — 50 т. Максимальная транспортная скорость заднего хода составляет у указанных моделей соответственно 11, 12 и 13,8 км/ч.

Фирма «Fiat-Kobelco» установила на бульдозерах своего типоразмерного ряда двигатели Cummins с выхлопом, соответствующим нормам Евро-2.

У модели D150 появилась модификация XLT (удлиненная гусеница с 8 опорными катками), а у D180 — модификации XLT и LGP (гусеницы с 8 опорными катками).

На моделях D150 и D180 установлены автоматически переключаемые КПП, в зависимости от загрузки двигателя. На D150 как основная, а на D180 по заказу используется дифференциальная система поворота.

Вместо прежнего бульдозера FD30C выпускается бульдозер марки D350 STD с 7 опорными катками ходовой тележки и автоматически переключаемой КПП. По заказу он может быть оснащен дифференциальным механизмом поворота.

Бульдозеры всех модификаций могут быть дополнительно оснащены рыхлителями: многозубыми с параллелограммной подвеской на D150 и D180 и одно- и многозубым с регулируемой параллелограммной подвеской на D350.

Максимальные значения транспортных скоростей заднего хода составляют 12, 12,7 и 12,7 соответственно у моделей D150, 180 и 350.

Фирма «Komatsu» произвела частичное обновление своего типоразмерного ряда. Взамен устаревших моделей D355A-3 и D275A-2 появилась D275A-5. Продается модель D61E-12 нижнего типоразмерного ряда бульдозеров строительного назначения.

В конструкциях этих машин заложены следующие решения: обеспечение выхлопа двигателей собственного производства нормам Евро-2, повышение производительности бульдозеров за счет создания комфортабельных условий рабочего места оператора и применения усовершенствованных систем управления. На упомянутых моделях дифференциальная система поворота не применяется, а используются традиционные бортовые фрикционы с тормозами.

В двигателях применяется топливный насос с электронной системой впрыска. Для охлаждения радиатора используется реверсивный вентилятор, имеющий привод от регулируемого гидромотора. Реверсивность вентилятора позволяет обеспечить хорошую работу двигателя в широком температурном диапазоне. Для снижения уровня шума и вибрации двигатель и трансмиссия крепятся к раме трактора с помощью резиновых амортизаторов.

В кабине с хорошим дизайном и обзорностью установлены воздушные фильтры и создано избыточное давление, что препятствует проникновению в нее пыли. Для уменьшения вибрационных нагрузок кабина крепится к раме посредством пружинно-гидравлических амортизаторов. Кресло также подрессорено и имеет возможность углового разворота на 15° для лучшего наблюдения за работой рыхлителя.

Гидравлическая система управления механизмами D61E-12 осуществляется вручную тремя джойстиками: для управления перемещением трактора, отвалом и рыхлителем. На бульдозерах D275A-5 всех модификаций применяется система автоматического регулирования движением трактора PCCS. Бортовой компьютер отслеживает сигналы датчиков на машине и величину перемещения рычага джойстика и подает электрический управляющий сигнал для включения соответствующих передач КПП, бортовых фрикционов и тормозов. При возрастании нагрузки компьютер включает пониженную передачу КПП.

Ходовая система D275A-5 -это 7-катковая гусеница, у которой 3 пары катков объединены в каретки по К-образной схеме подрессоривания, аналогичной системе «Caterpillar». Такая подвеска эффективно снижает ударные и вибрационные нагрузки на машину при работе на прочных и скальных грунтах. Бульдозер оснащается рыхлителями, одностоечным или многостоечным, с регулируемой параллелограммной подвеской. По заказу на отвале могут быть установлены два гидрораскоса.

Бульдозер D61E-12 имеет 6-катковую гусеничную тележку с жесткой подвеской. На нем может быть установлен трехстоечный рыхлитель с параллелограммной подвеской.

Максимальная транспортная скорость заднего хода у D275A-5 и D61E-12 достигает соответственно 14,9 и 12,8 км/ч.

Фирма «Liebherr» сохранила свой типоразмерный ряд бульдозеров, за исключением модели PR751M, которая снята с производства. Она будет выпускаться только по заявкам из России. С 2003 г. Liebherr передала российской компании «АКР-Техно» техническую документацию на производство навесного оборудования на упомянутую модель бульдозера. Это оборудование будет изготавливаться на Краснокамском заводе Западно-Сибирского машиностроительного концерна и включает в себя отвал STJ и одностоечный рыхлитель. Бульдозер будет отправлен на рудник в конце этого года. В последующем будет изготавливаться вся гамма навесного оборудования, включающая в себя отвалы U и А, а также многостоечный рыхлитель. По документации Liebherr отвал и стойки рыхлителя будут изготавливаться из износостойской шведской стали Hardox 400, а ножи и коронки будут приобретаться у фирмы «SAAB». Несущие металлоконструкции для холодного климата будут изготавливаться из шведской хладостойкой стали Weldox 700.

В первый этап совместного проекта включено и изготовление навесного оборудования на бульдозере PR742B. Бульдозеры PR742B и 751М будут выпускаться под торговой маркой «AKR-Liebherr».

На втором этапе предусматривается изготовление элементов ходовой части, кабины и др.

ОАО «Промтрактор» частично обновило выпускаемый ряд бульдозеров. Снят с производства устаревший ТЗЗО, и появился новый бульдозер Т11.01 тягового класса 11 с пониженным удельным давлением на грунт (в 2 раза меньше, чему других моделей ряда).

Бульдозер Т11.01 выполнен по традиционной конструктивно подобной модульной схеме: двигатель Ярославского моторного завода; трансмиссия гидродинамическая с планетарной КПП, переключаемой на ходу; ходовое оборудование машины включает в себя 7-катковую гусеничную тележку с жесткой подвеской катков и уширенные башмаки (910 мм).

Подвеска отвала включает в себя диагональный гидрораскос, соединяющий отвал с рамой трактора и обеспечивающий при этом максимальное приближение отвала к капоту трактора. На машине используется рыхлитель с параллелограммной подвеской.

Максимальная транспортная скорость заднего хода достигает 14,3 км/ч.

ООО «ЧТЗ-Уралтрак» с середины 2002 г. перешло на выпуск нового семейства модернизированных бульдозеров модели Б10 тягового класса 10, взамен прежних моделей Б140, Б170 и пр. этого же класса, и Б15 — тягового класса 15. Это конструктивно подобные машины. На них используются двигатели собственного изготовления и гидродинамическая трансмиссия с планетарной 3-скоростной КПП. По заказу может быть установлена 8-скоростная механическая КПП.

Рамы гусеничных тележек подвешиваются спереди к раме трактора посредством балансирной балки с микроподрессориванием вместо рессор, что было у прежних моделей.

На базовой модели Б10 используется удлиненная гусеничная тележка с 6 опорными катками вместо 5 прежних. На болотоходной модификации Б10Б-7 катковая гусеничная тележка и уширенные башмаки — 920 мм. Бульдозер Б15 имеет одну стандартную модификацию с 7-катковой гусеничной тележкой. Подвеска опорных катков у этих бульдозеров жесткая. В стандартном исполнении базовые трактора оснащаются отвалами и однозубым или многозубым рыхлителями с параллелограммной подвеской.

Для проведения буксировочных, трелевочных и монтажных работ упомянутые бульдозеры могут оснащаться вместо рыхлителей лебедками с гидроприводом с тяговым усилием от 16 до 25 т.

С 2003 г. начат серийный выпуск бульдозера ДЭТ-320Б1Р2, призванного заменить устаревшие модели на тракторах ДЭТ-250 и 350. На новом тракторе установлен двигатель ЯМЗ, который удовлетворяет по выхлопу нормам Евро-2. Полностью изменен дизайн машины, соответствующий требованиям современной эстетики. Установлена новая кабина, позволяющая улучшить комфорт и эргономику рабочего места оператора, имеющая защиту ROPS-FOPS. Изменилась подвеска рыхлителя, она стала регулируемой параллелограммной.

Остальные части машины сохранили свою преемственность от прежних моделей. Наибольшее значение транспортной скорости заднего хода составляет 15,2 км/ч.

Завод продолжает вести работы по созданию бульдозеров с гидростатической трансмиссией хода. После проведения испытаний опытного образца Т2000 была выпущена опытная партия машин под маркой Т10.0400 тягового класса 10, унифицированных с Б10. В них используется гидротрансмиссия завода «Салаватгидромаш», состоящая из 3 регулируемых гидронасосов, два из которых в рабочих режимах автономно запитывают два гидромотора привода гусениц, а третий гидронасос обеспечивает работу навесного оборудования: отвала и рыхлителя. На транспортном режиме блокируется управление рабочими органами и 3-й гидронасос подключается к первым двум и тем самым обеспечивает максимальную скорость передвижения — 9,6 км/ч вперед и назад.

ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» одним из первых начало работы по созданию отечественных бульдозеров с гидростатической трансмиссией хода. В настоящее время выпущены две модели этих машин, ТС-10 и ДЗ-240С, соответственно тяговых классов 8 и 10, оснащенных однозубым рыхлителем с параллелограммнои подвеской. На машинах используются двигатели ЯМЗ. Гидростатическая трансмиссия представляет собой независимый привод, состоящий из отдельного регулируемого гидронасоса и гидромотора на каждый борт ходовой части и независимой гидросистемы навесного оборудования. В указанных гидросистемах могут использоваться гидромашины и системы управления производства либо Салаватгидромаш, либо Rexroth. Максимальная скорость транспортных перемещений достигает 9,5 км/ч вперед и назад.

Бульдозеры упомянутых фирм-производителей тягового класса не менее 10 по заказу могут изготавливаться для работы в холодной климатической зоне. Машины дополнительно оснащаются арктическим пакетом (у каждой фирмы свой набор) средств утепления, обогрева и разогрева, которые облегчают быстрый запуск двигателя и гидронасосов после длительной стоянки неработающей машины.